BLESSED.MOSCOW
Code–sign–tag
Как город помогает нам общаться без слов?

Кто, что и зачем пишет на стенах Москвы
и почему это важно?

Что стоит за арками, которые стоят в центре
во время праздников?

Blessed.Moscow
приняли участие
в Moscow Urban Fest 2019 и подводят итоги.

Ниже длинный-длинный материал.
BLESSED.MOSCOW
Исследовательское агенство, основанное в Москве, но работающее по всему миру.

Мы исследуем новое и неизвестное. То, как мы живем в мире, где все меняется каждый день.

Наши исследования ложатся в основу бренд-консультирования, маркетинговых и коммуникационных стратегий, основы культурных и арт-проектов.
MOSCOW URBAN FEST 2019
Крупнейший открытый Фестиваль в области урбанистики. В 2019 году он проходил с 4 по 7 июля. Темой фестиваля в 2019 был нестандартный взгляд на город с позиции другого человека.

Такой взгляд называется "умвельт" – срез экосистемы, доступный для восприятия только с определенной и относительно субъективной точки зрения.

Мы решили посмотреть на город с точки зрения "теггеров"

То ли уличных "художников", то ли "вандалов".

Теггинг берет свое начало в граффити культуре. Тег – это быстрая подпись, обозначение своего имени и своего присутствия.


Истоки тегинга
Можно сказать, что первым теггером был Йозеф Киселак, австрийский альпинист и скромный казначейский чиновник 19-го века, который писал свое имя там, где оказывался по долгу службы или по случаю. Существует легенда, что император Франц II вызвал его во дворец и потребовал перестать "марать" стены. Киселак обещал исправиться, но после аудиенции, на королевском столе остались процарапанные буквы KYSELAK (про эту историю снят фильм).
Kyselakproject - собственная работа, CC BY-SA 3.0 at
TAKI 183
Первым современным теггером можно назвать Taki 183 (Taki – это имя, а 183 – номер улицы, на которой он жил), Нью-Йорского курьера, постоянно мотавшегося по всему городу в конце 1960-х.
taki183.net
Москва
В странах СНГ граффити-культура начала зарождаться с 1985 года, когда в Риге, начали выпускать аэрозольные баллоны с краской. Местный житель, Вадим Крыс считается первым граффитчиком СССР. Ориентируясь на западные журналы, он начал наносить первые рисунки на стены.

Московский теггинг сегодня – это огромное количество лиц и имен, кличек и персонажей, среди которых есть те, кто активен уже более 20 лет, и те, кто появляется только сегодня. Если говорить, про мотивацию, то тут она проста: нужно, чтобы твое имя было известно всему городу. Считается, что Киселак стал писать свое имя по той же причине. Чтобы о нем заговорили все вокруг.
Прогулка и выставка
Первым этапом проекта с Moscow Urban Fest 2019, стали "Прогулки с Умвельтом", в рамках которых Blessed организовал экскурсии "Глазами граффитчика: Считывать коды андеграунда".

Мы подготовили ее вместе с Максимом Кишкиным – коллекционером уличного искусства и владельцем галереи NOTFOUNDGALLERY, широко известной лишь в узких кругах.
NOTFOUNDGALLERY - это место сосредоточения российской граффити-сцены, современных художников и всех тех, кто небезразличен к культуре уличного искусства.
Экскурсия стартовала от памятника Пушкина, на Тверской. Это место выбрано не случайно. Городские программы сильно изменили облик города, пытаясь копировать наиболее заметные особенности мировых столиц. Чистая, буквально вылизанная Тверская – транспортная артерия города – привычный маршрут в центре Москвы. На ней, за редким исключением, не найти следов присутствия субкультуры, о которой нам хотелось рассказать. Редкие маленькие "тажки", пару наклеек, несколько персонажей на временных конструкциях, пара имен на мусорных баках.
Но все меняется, когда вы сворачиваете в первые дворы, проходя мимо стены, откуда энтузиасты сняли несколько кирпичей с тегом Децла (они появились во время съемки дебютного клипа "Пятница" в 1999 году и сейчас продаются за миллионы рублей). Еще дальше во дворы, и на строительных подпорках, угловых заборах встречаются множество растиражированных по городу имен.
https://the-flow.ru/news/+detsl-the-wall
Именно дворы, временные или мобильные конструкции – это наиболее подходящие места для теггинга. Максим Кишкин говорил, что теггеры, по своему, санитары города. Они обращают внимание на "проблемные" места города. Где что-то поломано, или починено спустя рукава, или давно следовало бы прибрать, или то, что портит облик города. Такая тенденция, правда, прослеживается, но остается спорной. Скорее, все что выделяется и выпирает, все что неровно, угловато, негладко или вопиюще кричащее – обращает на себя внимание.

Вместе с участниками прогулки, мы попробовали дешифровать теги, которые видели на экскурсии. У каждого заметного и интересного автора угадывался свой стиль, свои особенности, своя динамика. В некоторых местах, было видно, как двигался маркер по стене, что помогает при попытке расшифровать тег.

Можно сказать, что тег – это кличка, опознавательное слово. Кто-то получил его из прошлого, кто-то придумывает себе сам, а кто-то выбирает комбинации из наиболее удачных для написания букв или цифр. Во многом теггинг – это типографика. Но часто райтеры выбирают себе и персонажа, это довольно сильно видно у новых теггеров, но и, конечно, хорошо знакомые внимательным жителям персонажи.
Впрочем, пытаясь разобраться и в тегах, состоящих из слов, можно заметить и в них персонажей. Присмотритесь, например, к теггеру "fuck".
NOT FOUND GALLERY
Заканчивалась "прогулка" в галерее NOTFOUNDGALLERY, где специально для проекта была подготовлена и выставлена экспозиция NAMES – более 300 уникальных теггов, от активных теггеров со всего со всего мира, но преимущественно из Москвы.
Резонанс
Интерес прогулка вызвала и у СМИ. Мы получили много публикаций в различных московских журналах и порталах. Особенно неожиданно было обнаружить, что газета Metro решила поместить фотографию и новость с экскурсией на обложку пятничного номера. Это первый случай, когда московская городская газета с тиражом более полумиллиона экземпляров вышла со флопом на обложке.

Приятно и то, что флоп (от английского Flop (throw-up) – Быстро нарисованный кусок), который попал на обложку – это посвящение погибшему год назад граффити-райтеру Ster-у. Несмотря на то, что стена уже закрашена доблестными блюстителями московской чистоты и порядка, копии газет сохранились среди тех, для кого они могут быть значимыми.

Газете Metro, как и многим другим изданиям особенно понравились мысли о том, субкультура, с которой мы знакомили ее, вторым корнем имеет слова "культура".
Признаться, до недавнего времени к подобному творчеству я относилась с большой долей скепсиса. Зачем, мол, вообще разрисовывать все подряд непонятными символами? Но буквально на днях, благодаря прогулке с умвельтом, организованной устроителями фестиваля Moscow Urban Fest, я познала совсем иной мир настенной «живописи»
По словам Кишкина, у мастеров теггинга есть свой негласный кодекс. Например, нельзя оставлять «автографы» на новых зданиях, детских площадках. Экстремальные условия работы (риск загреметь в полицию за мелкое хулиганство) только добавляют драйва художникам.
Но стоит совсем немного сойти с популярного пешеходного маршрута на "темную" сторону Москвы, и город, раскрашенный граффити и тегами, словно татуировками, предстает в совершенно другом виде.

Знаки города
Финальной частью нашей программы была лекция, которую мы посвятили не только тегам, но куда более широко рассмотрели феномен знаковой системы общения внутри города.

В Медиакуполе Зарядья мы рассказали о том, как знаки, символы и коды помогают нам взаимодействовать с окружением города и с друг другом без помощи слов.

Ниже приведена сокращенная и адаптированная версия лекции.
Фото: Instagram.com/e_lenarchi

Города внутри города
В одном городе одновременно существует несколько разных городов. Город глазами архитектора сильно отличается от города глазами муниципального сотрудника или урбаниста. У них разная терминология, предмет исследования и наблюдения. Но город глазами курьера, водителя такси или простого горожанина отличается еще больше. Так как у обычного горожанина нет ни принятой терминологии общения, ни предмета исследования, ни заранее установленных общих правил. Жители города не исследуют, не анализируют его. Они в нем живут.

В качестве примера, посмотрите видео нашего хорошего друга Ивани Андриянова о вело-команде VVC FORCE. Климатические условия в Москве не позволяют вело-спортсменам поддерживать форму и продолжать тренировки круглый год, в отличии от спортсменов из более теплых стран. Сезон у нас продолжается всего несколько месяцев, и чтобы не потерять форму, нужно искать возможности для тренировок.
Город глазами спортсменов-велосипедистов – это набор углов, трамплинов, теплых зон для катания во время долгой зимы, пустынные трассы в заброшенных переходах. Так город не задумывался, но так он используется. Это набор открытий, которые были сделаны в рамках исследований отдельного "умвельта".

Мы начинаем исследовать новый город тогда, когда откладываем карту и выходим на улицу. Начинаем замечать указатели, необычные строения, рисунки на стенах, яркие витрины магазинов. Мы путешествуем, переезжаем, но остаемся внутри узнаваемых культурных контекстов, которые сегодня часто повторяются из города в город. Города становятся похожи друг на друга, во многом из-за того, что локальная персональная или групповая культура воспроизводится вместе с мигрантами. И если выйти на улицу и посмотреть по сторонам, то именно это мы и увидим в первую очередь – город с его культурными знаками, символами, привязанными к месту, рудименты и детали жизнедеятельности его жителей.

Существуют следующие виды символизма в городе: материальный, дискурсивный, культовый, поведенческий, эмоциональный.
Материальный символизм
Например, материальный символ Москвы – это символ стены и забора оставленный нам крепостями. Он и сейчас живет и в ДНК современных сооружений. Новые дома ограждаются забором, старые дома закрывают сквозные проходы своих придомовых территорий.

С крепостями и стенами тесно связан еще один символ Москвы — ворота. Через ворота в самом сердце Москвы надо пройти, чтобы попасть на Красную площадь и в Кремль. Ворота воссоздаются в оформлении фестивалей Московских сезонов и других официальных городских празднеств. Интересно, что огромные арки-ворота по всему городу, ненаглядно, но передают и первый материальный символ Москвы. Ворота намекают, что даже если и стен вокруг них не видно, никогда не стоит о них забывать. Между строк читается, что ворота приглашают нас войти внутрь, но только в строго отведенных местах.
Дискурсивный символизм
Онлайн-ресурсы успели показать себя как идеальный инструмент для создания и исследования дискурсивного символизма. Отличный пример: сайт мэрии Москвы "Московские сезоны". Он формирует образ Москвы как города, в котором "праздник круглый год" через серию фестивалей "которые стали визитной карточкой города". Несмотря на то, что заявлены четыре темы — культура, торговля, активный отдых и образование — сезонность, оформление в природных мотивах и привязка к определенным категориям урожая и промысла делает город продуктовой ярмаркой, на которой торгует вся страна. И это логично для Москвы как исторически купеческого города, в котором площади вокруг главной крепости (Кремля) были торговыми рынками.

Кроме особо подчеркиваемой круглогодичности фестивалей, масштабность праздников выделяется фокусом на статистике: "78 площадок, около 2300 спектаклей и концертов, 18.6 млн гостей фестиваля "Путешествие в Рождество".

Масштаб — это один из главных символов Москвы, который проявляется как дискурсивно, так и материально, через размеры улиц, кварталов и вывесок.
Иконический символизм
Города могут наполнять символами свой образ на основе деятельности отдельного человека или группы людей. В зависимости от характера личности иконический символизм может быть сакральным или светским по природе.

Мемфис, США, является иконическим городом, благодаря своей ассоциации с Элвисом Пресли. В музей Элвиса "Грейсленд" в Мемфисе едут толпы поклонников для совершения своеобразного обряда поклонничества — не религиозного, а светского.
Поведенческий символизм
Поведенческий символизм — это символизм, формирующийся через ритуалы, массовые празднования и повторяющееся или структурированное поведение. Самый яркий свежий пример в России — это акция "Бессмертный полк". В ней есть достаточно простой, понятный и сильный ритуал. Сделать плакат с портретом ветерана и пройти с ним парадом по определенному маршруту, как бы воскрешая героев войны из мертвых. И особенно интересно, что этот ритуал был создан горожанами и только потом сделан официальным, продвигаемым государством ритуалом.
Эмоциональный символизм
Эмоциональный символизм города обычно изучают методом глубинных интервью с респондентами, в ходе которых последние строят ментальные карты города, отмечая эмоции, вызываемыми соответствующими местами в городе.

Например, столицы обычно вызывают чувство гордости у жителей. Парки и городские пляжи вызывают сильные эмоции, связанные с беззаботным времяпрепровождением, особенно если это парк их молодости и детства.

Интересно, что Красная площадь, ранее бывшая преимущественно рыночной, теперь стала вызывать сакральные чувства: "сердце нашей Родины", захоронения известных людей, мавзолей. И поэтому коммерческая инсталляция с чемоданом Луи Виттон вполне соответствующая историческому духу места, была воспринята как оскорбление этих сакральных чувств, теперь связанных с Красной площадью.
Как общаются горожане?
Когда настало время говорить о том, как жители города общаются друг с другом, мы вернулись к теме теггинга и, вкратце, погрузили слушателей в особенности субкультуры. Пауль Целан, однажды писал, что не видит принципиальной разницы между стихотворением и рукопожатием. Мы же предложили с этой же стороны рассматривать персональные акты взаимодействия с городом его жителей. Возможно, это язык для своих, когда рядом с одним тегом на улице появляется второй. Это секунда коммуникации между двумя авторами, которые используют один и тот же символический язык.

А иногда этот же способ используется в более широком лингвистическом контексте. Один московский художник оставил сообщение на углу перед зданием ИТАР ТАСС. И как только случайный зритель обращает на него внимание не только визуально, но и идеологически, пытаясь понять, почему именно именно это сообщение находится здесь, он оказывается в том смысловом контексте, который для него был заботливо создан автором.
Jenny Holzer
Подобную историю, но в массовом ключе использует художница Дженни Хольцер, которая говорила:
Я хотела вывести искусство за стены музеев и галерей, показать его случайной публике, быть художником загадочных, но строго упорядоченных работ. Они должны быть очевидными, но не дидактическими, трансформировать пространства, дезориентировать и перепрограммировать людей, предлагать им красоту, делать их смешными и никогда не лгать
Она сделала городское пространство своим полотном и выставочным пространством и наполнила его смыслами и кодами, которые были понятны его жителям. И самое важное — они стали популярны потому что они были вписаны в ткань города. Она стала работать с концепцией языка как искусства, в которой лингвистическая семантика стала ее узнаваемой творческой эстетикой. Она часто стояла в городе рядом со своими работами и подслушивала диалоги, которые они провоцировали между горожанами. Так она замыкала круг общения создателя сообщения в городе, его передачи жителям и получения их реакции создателем сообщения.

Хольцер и другие художники, работающие со смыслами и пространствами города, показали возможность и право существования не только упорядоченной муниципальной системы знакообразования, но и хаотичной персональной системы, в создании которой может участвовать любой житель города.
Городские высказывания
Художники, работающие не в стенах музеев и галерей, а в городском пространстве обращаются напрямую к неограниченному сообществу «горожан» через случайные смыслы, разбросанные и внезапно встречающиеся в городе.

Случайность, вариативность и гибкость - это человеческое качество. Коммерческие и муниципальные сообщения и послания обладают строгой формой, гайдлайнами. Реклама на щитах, в строго отведенных местах, обращается к безликому усредненному человеку. Также и искусству в городе отведены специальные места: музеи, галереи, согласованные фасады домов. В то время как, например, граффити, теги - это высказывание конкретного человека, размещенное там, где он считает нужным, созданное удобными ему материалами, в стиле который он сам выбрал, доносящее эстетику образа любому, кто его увидел и сообщение любому, кто может его считать.
Шепард Фейри
Другой художник, ставший известным благодаря своим работам в городском пространстве — это Шепард Фейри. Фейри создал стикеры "Obey Giant", которые в итоге стали распространяться в разных странах через сеть его коллабораторов, копирующих его оригинальный дизайн. Фейри планировал, что Obey Giant вызовет любопытство и сделает так, чтобы люди начали задумываться о своих отношениях с пространством города(ссылка). На сайте Obey Giant написано: "У стикера нет смысла, но он существует, чтобы люди реагировали, задумывались и искали смысл этого стикера".
То есть, чтобы жители города начали искать смысл в его пространстве не нужно вносить в него определенный символ. Символ может быть намеренно неясным и люди сами начнут наполнять его своими смыслами.

И все совсем встает на свои места, когда Шепард говорит, что любит использовать в отношении своего творчества фразу Маршалла Маклюена "Средство передачи сообщения и есть содержание сообщения" ("The Medium is the Message" ).

T–R–A–I–N
Помимо этого, мы начали работать над проектом, который носит название T–R–A–I–N. Это приложение на основе нейросети, которое учится распознавать теги в городе. Приложение основано на более чем 300 холстах из коллекции NAMES Максима Кишкина.

Суть приложения проста: при наведении на тег в городе, оно показывает, что именно на нем написано. Оно не выдает информацию о художниках (мы верим, что тот кто хочет, сам сможет найти), не коллекционирует геолокацию (не является инструментом для муниципальных служб), оно помогает жителям города познакомиться с авторами, которые живут с ними по-соседству.

Приложение еще в доработке, но мы планируем выпустить версию осенью 2019 года.
Почему T–R–A–I–N?
1
Граффити основа
Именно поезда дали толчок развитию граффити культуры. Огромная транспортная артерия, проходящая через весь город может рассказать об авторе максимальному количеству людей.
2
Нейросеть
В основе программы лежит machine learning – именно это и означает постоянную тренировку.
3
Тренировка
Теги являются и остаются "языком для своих". Мы надеемся, что и наше приложение будет коммуницировать с авторами заставляя их придумывать более сложные теги. Тренируя друг друга, мы будем развиваться быстрее.
T–R–A–I–N.NET
На сайте, вы сможете найти более подробную информацию, а возможно, захотите помочь. Это было бы очень полезно!
sub by Blessed
Реализации проекта помогло суб-подразделение sub, работающее с суб-сегментами целевой аудитории, субкультурами, суб-смыслами, суб-инсайтами и суб-проектами на стыке искусства и коммерции. В этом направлении мы используем наш опыт работы с проектами в сфере культуры и искусства: иммерсивных театров, культурных проектов, узко-направленных с точки зрения аудитории комерческих проектов, а также мероприятий, которые мы делали и, несомненно, весь свой исследовательский опыт.
Made on
Tilda