Часть 1
Общественное, частное, личное, политическое
Для начала
Мобильность
Давайте начнем разговор с мобильности.
Одна забавная и интересная вещь про мобильность, заключается в том, что возросла не только скорость нашего общения с близкими, друзьями, знакомыми, социальной группой, с которой мы себя ассоциируем, но и выросло количество случайных связей. Мы встречаем больше новых людей.

Огромное количество неважных связей, пересечений, колоссальный поток информации, который обрушивается на нас ежедневно в совокупности с бытовыми проблемами, повышает постоянный уровень стресса. Это, в свою очередь, рождает дополнительную усталость.

В этой системе, чтобы сохранять вежливость требуется усилие, а иногда и сверх-усилие.
Следующий топик
Городские кочевники
Города начинают терять свою уникальность и превращаются в один большой глобальный мегаполис. Все, что может возникнуть интересного и уникального в одном городе, очень быстро копируется и появляется в другом городе.

Повседневная миграция становится нормой, и люди постоянно вписываются в новые социальные и общественные группы. Экономика тоже развивается больше в сторону горизонтальных связей, показательное потребление становится механизмом самоидентификации и принадлежности к той или иной социальной группе.
Важный подход
Глокализация
Как большому бизнесу общаться с потребителями в эпоху всеобщей мобильности.
Мир плавно движется по пути совмещения разных культур, их мирного соседства. Этот концепт был впервые использован японцами в 80-х годах 20-го века в связи с ведением сельскохозяйственной деятельности в локальных бизнес-условиях. Термин «глокализация» берёт своё начало от японского слова dochakuka и в переводе означает «делать что-либо по туземному».

В микромаркетинговых исследованиях японские экономисты пришли к выводу, что распределение и продвижение продукции в глобальном масштабе должно учитывать географические, социальные, антропологические различия между отдельными регионами, а также культурные различия определенных социальных групп, которые можно найти в отдельной местности.

Основной мотив глобализации — это увеличение подвижности всяческих потоков: финансовых, информационных, людских, материальных и прочих. Однако эта подвижность может увеличиваться, только если существуют значительные различия между регионами, источниками и получателями. Наиболее наглядно это можно проиллюстрировать на примере туризма. Не имеет смысла куда-либо ехать, если везде будет одно и то же.

Глокализация изменяет стратегию бренда, требуя максимального учёта культурных особенностей потребителя. «Локализуется» не только сам продукт, но и весь комплекс маркетинговых коммуникаций.

Стоит работать с разными культурными уровнями, создавать новые платформы для развития группомыслия и локальные движения, которые основаны на локальных общественных предпосылках.

Потребление требует быть показательным, потому что все еще определяет наше место в социальных структурах.
Следующий топик
Частное становится общим
И дело даже не в Sharing-экономике. Интернет и социальные сети полностью уравняли Трампа с его твиттером и кого угодно с его аккаунтом в социальных сетях.
Выражаясь языком Макса Вебера, любое социальное действие есть борьба за признание, за влияние, за власть — хоть в собственной семье, хоть в стране, хоть в мире.
Андрей Архангельский
Журналист, культурный обозреватель
Публичное потребление определяет нас в социальной системе координат, заявляет наш статус и напрямую влияет на самоактуализацию и самоидентификацию.
Следующий топик
Massclusivity
Trend
Эксклюзивный сервис и предложения стали доступны массовой аудитории
При чем это результат двустороннего процесса:

1) Предложения массового сегмента стали более премиальны по качеству, дизайну, сервису и прочим параметрам.
2) Продукты премиального сегмента стали легко спускаться в более массовые сегменты.


Поэтому теперь массовый потребитель привык к тому, что ему можно платить мало, а получать больше.
Премиальный сегмент теряет свою уникальность

Премиальный продукт и сервис работает по формуле "плати больше — получай больше". Те, кто платили больше всегда могли получить ощущение более эксклюзивного статуса, благодаря тому, что они получали значительно больше. Но пришел и пока не собирается никуда уходить новый тренд MASSCLUSIVITY, который нарушает этот закон.

На это повлиял и, своеобразный, Yandex.Taxi Business Effect, который позволяет мне не имея возможности купить себе автомобиль представительского класса, каждый день кататься на нем.

Тот же механизм можно и обозначить, как Yandex.Taxi Effect, позволивший людям, которые не имели привычки и возможности перемещаться на такси в повседневной жизни, превратиться в постоянных клиентов такси-агрегаторов.
Что происходит?
Стремительное восхождение вверх по пирамиде потребностей Маслоу. Доступность премиальных сервисов повышает среднее качество жизни.

Проблема в удовлетворении физических потребностей в городах России, по большей части, решена.

Потребность в безопасности решается с помощью крепких дверей, камер наблюдения и физического присутствия полиции в городе.

Социальные потребности и необходимость в социальном контакте нивелируется за счет социальных сетей.

Расцвет корпоративной культуры, также, сказывается на благополучии личности и ее мироощущении, а также, самоуважению, и как следствие, ощущение уважение окружающих.

"К примеру, корпоративное обучение по всяким софт скилс (креативности, лидерству, коммуникативным навыкам и всякому такому) работает не только на сами навыки, но и на изменение самоопределения.

С изменением образа себя, поведение тоже меняется. Это похоже на ситуацию "поверил в себя", но менее радужно, т.к. образ себя директивен, он не просто открывает новые возможности, а навязывает, что я должен делать.

Возвращаясь к корпоративному обучению, работает так: я вот прошел курс по креативности, и теперь я человек, который умеет придумывать креативные решения. Я о себе так думаю, и все вокруг обо мне так думают. Я буду стараться соответствовать этому представлению, и это станет моей мотивацией для того, чтобы дольше подумать над решением.

Это сильный источник мотивации, и он медленно истощается."


Максим Королёв
Психолог
Необходимость в самоактуализации решается благодаря активному проникновению популярной психологии, а также распространению психологических (и около психологических) практик. Но, не стоит забывать и большую и важную часть потребительской гонки – потребительская самоактуализация, которая позволяет быть причастным к какому-либо социальному явлению через взаимодействие с брендом, эту активность поддерживающим.
Следующий топик
Прогресс уперся в этику
Технологический прогресс тоже влияет на наше поведение и мировоззрение. Стремительное введение технологических новшеств открывает перед нами новый мир, правила которого остаются далеко непонятны, а наше место в нем до конца не определено.
Споры вокруг толерантности обнажают какой-то важный конфликт — возможно, самый главный, определяющий конфликт для всего XXI века. После огромного технологического рывка последних лет прогресс уперся в этику. Усложнившийся мир требует теперь соответствующего усложнения от человека.
Ходить на работу по графику — формула 20 века
Люди все больше и больше не ходят на работу в классическом понимании этого слова.

Наши города заточены под индустриальное общество, общество населенное промышленными рабочими, людьми, которые по звонку перемещаются из дома на завод, отрабатывают смену и возвращаются обратно, получают в фиксированные даты зарплату.

Этот образ жизни еще не исчез, но постепенно размывается дистанционной работой, работой из дома, другими формами и режимами работы.
Трансформация частной собственности
Будет уходить в прошлое владение недвижимостью, транспортным средством или землей. Наш потомок будет беднее в общем понимании этого слова, но его уровень жизни будет выше, как и продолжительность жизни и активный возраст.

Трансформация рабочего графика
В странах первого мира, говорят о сокращении рабочего дня, о сокращении рабочей недели.

Наш рабочий день стал расползаться на круглые сутки, мы уже не ходим на заводы, мы, может быть, и не ходим в офис на весь день, но мы все время на связи и в общем можно сказать, что мы постоянно работаем.

Понятие свободного и рабочего времени теряет свою жесткую дихотомичность.
Трансформация рабочей карьеры
Старая схема - получил образование и работаешь по профессии до самой смерти – уходит в прошлое. Во-первых, слишком быстро меняется экономическая ситуация. А во-вторых, увеличивается продолжительность жизни.

Трансформация рабочего процесса
"Будет некая специализация у человека, в рамках которой он будет постоянно получать какие-то новые знания, а работать люди будут, объединяясь вокруг проектов, а не вокруг рабочих мест.

Уже сейчас мы постоянно видим, что у человека появляется некая идея, и он начинает всех звать в свой проект. В итоге временный трудовой коллектив собирается, достигает цели, получает деньги и расходится. Так будет выглядеть рабочий процесс".

Конспект лекции Екатерины Шульман (российский политолог, специалист по проблемам законотворчества).


Трансформация процесса обучения и образования
"Процесс образования будет непрерывным. То есть идея получить образование с 16 до 21 года и дальше этими знаниями пользоваться всю свою жизнь выглядит сейчас утопичной. Одна из наиболее перспективных сейчас отраслей - образование взрослых, повышение квалификации, переквалификация."

Конспект лекции Екатерины Шульман (российский политолог, специалист по проблемам законотворчества).

Новый режим работы
"Мы движемся к тому, что у всех будет несколько работ. Как сейчас у профессоров: провел уроки, почитал публичную лекцию, пошел писать книгу. Люди будут вести несколько рабочих проектов одновременно."

Конспект лекции Екатерины Шульман (российский политолог, специалист по проблемам законотворчества).

Нужно перестроить свою голову таким образом, чтобы понимать, что любая ценность и любой ресурс делается ресурсом только из-за человека. Только его трудом, только его научным познанием, движимым им техническим прогрессом. Главный ресурс – это человек. И главный процесс – это нравственный, научный и технический прогресс.
Екатерина Шульман
Политолог, специалист по проблемам законотворчества
Кое-что, что нужно знать о России
Россия, общество, культура
Теория справедливого мира, Правый авторитаризм, виктим-блейминг, социо-культурный ранкизм в действии.
Мы живем в сложном обществе, которое изо всех сил пытается быть простым.
Культурные, этнические, религиозные, классовые, мировоззренческие различия есть в любых странах, но у нас это многообразие различий особенно велико как в бывшей империи. И многие люди ощущают это многообразие как проблему, которую надо решать единообразием и группомыслием. Хотя различия — это не столько проблема, сколько данность.
В целом, российское общество очень консервативно. Причем, консерваторский подход, во многом проявляется в не популярности технологий, а с точки зрения культурных феноменов.

Так или иначе признаки ранкизма у нас заложены в культурной среде. Основа, скорее всего, лежит в «барской» системе классового распределения. Но если обратиться к фольклорной памяти, то в культурную систему идентификации проникали такие понятийные конструкты, которые должны были определить «место» человека в социальной иерархии. «Знай свое место», «ты кто такой», «ты знаешь, кто я?».

В обществе не терпится попытка перехода к другой культурной или социальной группе, более того, сохранение социальной иерархии – задача каждого представителя авторитарного большинства. Отсюда возникают желания «поставить собеседника на место» или демонстративно показать, что собеседник «забыл, где его место».

«Поставить на место», «подрезать крылья» – воспринимаются, как наказание зазнавшимся, или благое просветительское действие, которое должно помочь «заблудившемуся» ("попутавшему берега") вернуться на правильный путь. Что, несомненно, возвышает одного члена общества над другим.

Сохранение культурных традиций, играют важную роль в нестабильном обществе. Именно на культурные общественные традиции возложена роль спасения общества в тяжелые исторические времена. Они помогали предкам выживать в сложное время, должны и спасти нас в непростое время, в котором мы живем сейчас.

Правый авторитаризм. Именно так можно описать большую часть активных граждан России. И именно правый авторитаризм отвечает на вопрос персонального отношения к жертвам насилия. Следующей частью презентации, мы бы хотели обратить внимание на то, как общественное мнение формирует конфликтную среду.
Правый авторитаризм
В основе правого авторитаризма можно выделить несколько основных факторов:
-1-
Необходимость социальной иерархии
-2-
Конвенционализм

Негласная договоренность об аксиомах социального взаимодействия.
-3-
Традиционализм

-4-
Авторитарная агрессия

По отношению к маргинальным группам
У людей, у которых можно выделить подобные характеристики наблюдается повышенная тревожность и пониженный страх смерти.

Конвенционализм здесь играет особую роль. И зачастую договоренность, касается негласной теории «Справедливого мира», в рамках которой, Вселенная наделяется нечеловеческой логикой, которая награждает хороших людей за хорошие поступки и наказывает плохих людей за плохие поступки.
Melvin J. Lerner
Справедливый Мир
Социально-психологический феномен, выражающийся в вере в то, что мир устроен справедливо, и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди награждаются, а плохие — наказываются.

Мэлвин Лернер предположил, что основой тенденции обвинять жертв в случившихся с ними неприятностях является стремление к справедливости.
Эксперименты по исследованию феномена "веры в справедливый мир"
В одном из экспериментов участников просили высказать своё мнение о людях, изображённых на фотографиях. Те опрашиваемые, которым дополнительно сообщалось, что эти люди выиграли крупные суммы денег в лотерею, наделяли их более позитивными чертами, по сравнению с другими, которым это дополнительное сообщение не делалось.

В другом эксперименте испытуемым демонстрировали видеозапись процесса обучения, отснятую с участием нанятых для этой цели актёров, в процессе которого обучаемых за допущенные ошибки наказывали ударами электрического тока. Оказалось, что просматривающие фильм относились к «ученикам» гораздо хуже, если у тех не было возможности прервать урок и уйти, чем когда такая возможность была и обучаемый ею воспользовался.

«…один только вид невинного человека, страдающего без возможности награды или компенсации, мотивирует людей оценивать его ниже, дабы гармонизировать его характер и судьбу…»
Melvin J. Lerner
"Вера в справедливый мир" является базовой убежденностью правого авторитаризма, и сильно влияет на общественную позицию в нашей культуре.
Роберт Фуллер
РАНКИЗМ
Оскорбительное, дискриминационное или эксплуатационное поведение по отношению к людям, которые наделены меньшей властью из-за их более низкого ранга в какой-либо иерархии.
Дискриминация или эксплуатация человека, объясняемые его более «низким» социальным статусом в той или иной иерархии. В какой-то степени отсылает к исследованиям Мишеля Фуко, который указывал на насильственность любой формы власти, способствующей ранжированию. Сам термин был изобретен преподавателем Робертом Фуллером по аналогии с уже известными видами дискриминации. По мнению Фуллера, любое унижение, осуществляемое в пределах тех или иных социальных структур или институций — на работе, местах несения службы, в рамках прохождения обучения, в семье — может быть расценено как ранкизм. Начальник считает возможным кричать или вообще несправедливо обращаться к вам, подчиненному? Вообще имеет место любое другое посягательство на ваше гражданское достоинство? Значит, вы имеет дело с абьюзером, практикующим ранкизм.

Это осознанное причинение вреда, насилие над личностью и проявлении агрессивного поведения. Но, что самое неприятное:
В России агрессия частично лигитимизирована
В культуре есть целая система сильных ограничителей: норм, предписаний и запретов, которые лучше не нарушать. Но иногда границы приличий становятся условными — и появляется санкция их нарушить. Это так называемая легитимизированная агрессия, когда причинять вред другому человеку кажется нормальным и законным.

Патриархальная особенность — легитимность агрессии старших по отношению к младшим. И по возрасту, и по званию, и по социальному статусу. Считается нормальным накричать на подростка в метро, толкнуть или даже ударить. Считается, что начальник пользуется меньшим уважением, если не кричит и не оскорбляет подчиненных. В конфликтах на улице или магазинах можно услышать фразу «Да кто ты такой!». Это распространенный способ снизить статус оппонента, ведь с «никем» можно позволить себе больше грубости и оскорблений.

Агрессия стала нормой.
Лишь 2% участников исследований Левада Центра отрицают, что в России существует проблема хамства. 89% россиян признают, что лично сталкивались с хамством в общественных местах или просто на улице. Основная реакция на это — не обращать внимания и терпеть. Каждый третий россиянин пытается возмущаться, но безрезультатно. Только 13% протестуют против хамского обращения и добиваются более уважительного отношения к себе.

Тот факт, что большая часть жителей страны закрывает глаза на хамство даже в отношении самих себя, позволяет говорить о том, что агрессия стала нормой, к которой привыкли.

В России нет позитивных моделей поведения в конфликтной ситуации.
В российском обществе не существует никаких позитивных моделей поведения во время конфликта. Каждый раз, как в соцсетях заходит речь о школьном противостоянии, — неважно, кто его виновник: чужие дети, чужие родители, учителя, — приличные, интеллигентные люди начинают дружно советовать прижать обидчика в углу, припугнуть, чтоб неповадно было. Детей учат единственному способу взаимодействия с окружающими — «надо себя поставить».
НО
В мире уровень агрессии и насилия падает
Сегодня нам кажется, что в мире становится все больше насилия, но на самом деле уровень жестокости снижается.

Когда технологии и экономическая эффективность сделали жизнь дольше и приятнее, возросла ценность человеческой жизни в целом.

Кооперация, вместо конкуренции – это основа современной Sharing-экономики. Поэтому, чтобы побороть установку, что клиент всегда прав, нам стоит сделать из "клиента" полноправного участника и партнера каждой отдельной поездки на Яндекс.Такси.

проект
Яндекс.Такси
Управляйте своей поездкой
Социальный эксперимент, который превращает клиента в партнера
Иногда мы попадаем в дурацкие ситуации. И иногда они нас обижают. Настолько, что хочется все крушить и рушить. И тут по неизвестной причине, все вокруг начинает рушиться. Мы ссоримся с первым попавшимся под руку человеком.

А иногда, нас раздражают какие-то мелочи. И мы стараемся сдерживаться, но потом – все. Срываемся на первом встречном человеке.

Еще бывает так, что мы, как бы, вроде своим видом все показываем, что не хотим общаться или, что нам что-то не нравится. Но человек рядом с нами, как будто, не считывает. Или правда не считывает.

Бывает, что сами обстоятельства против нас. Но, главное, что нужно знать об обстоятельствах – это то, что их можно изменить.
Мы изменим пассажиров, сделав каждого из них полноправным партнером/участником поездки.
Мы собираем несколько десятков человек для эксперимента «по оценке качества поездки, организованной такси агрегатором Яндекс.Такси». Мы разделяем их на две группы и каждой даем свой инструктаж:

Клиенты
«Как клиент Яндекс.Такси, мы хотим, чтобы вы знали, что мы хотим обеспечить вам максимальный комфорт вашей поездки. Именно поэтому, мы стремимся ограничивать нашу поездку опредленными правилами. Пассажир может …, Пассажир не может …, Пассажир обязан …, Водитель обязан …, Водитель может …, Водитель не может. Таким образом, мы уверены, что если каждый участник будет соблюдать правила, то каждая поездка будет максимально комфортной».

Партнеры
«Когда вы садитесь в такси, вы становитесь полноправным участником поездки. По сути, именно вы определяете то, как пройдет ваша поездка. Если вам не нравится музыка – просто попросите водителя сменить радиостанцию. Если вам слишком громко – попросите водителя сделать потише. Вы можете в любой момент изменить маршрут, просто предупредите водителя, и измените пункт назначения в приложении… Помните, что садясь в Яндекс.Такси вы становитесь полноправным партнером поездки».

После этого, мы отправляем каждого участника совершить несколько поездок, а потом снова собираем всех участников вместе, чтобы провести контрольный замер удовлетворенности от поездки. Скорее всего мы получим больше средних и негативных оценок в первом случае и больше позитивных и высоких во втором.
В истории
Эксперимент 1976 года на выученную беспомощность
Подобный эксперимент был поставлен в 1976 году психологами Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден. Для проведения исследования Лангер и Родин случайно выбрали два этажа дома престарелых, обитатели которых стали участниками эксперимента. Экспериментаторы договорились с администрацией заведения о двух типах экспериментальных условий.

«Группе четвертого этажа» (экспериментальной) была предоставлена возможность делать выбор и контролировать ситуацию по различным жизненным вопросам. «Обитателям второго этажа» (контрольной группе) было сказано как будто то же самое, однако из сообщения было понятно, что большинство решений, касающихся их жизни будут принимать не они, а руководство. Эксперимент длился 3 недели, в течение которых администрация и персонал четко придерживались заявленной политики на обоих этажах. По истечении трех недель среди пациентов были проведены опросы, измеряющие удовлетворенность собственной жизнью, кроме того медперсонал получил опросники по активности, общительности, общему тонусу, питанию и привычкам пациентов.

Результаты, показали, что группа, которой предоставили возможности и свободу действия – была более удовлетворена собственной жизнью, нежели вторая группа, которую ограничили профессиональной заботой.

Полученный эксперимент и результаты мы оформим в виде не длинного ролика.


проект
Партнер
поездки
Когда пассажир садится в такси, он становится полноправным партнером поездки. И мы хотим в следующей идее сделать упор именно на слово «полноправный», ведь это не только наделяет пассажира контролем, но и обращает внимание, что водитель настолько же важен, насколько пассажир считает важным себя.

Механика
Мы реализуем эту историю в простых десяти-секундных роликах об особенностях и преимуществах Яндекс.Такси. Заодно, в простой форме напомним и про правила, которым следует придерживаться во время поездки.
Пример ролика 1:
В абстрактном пространстве стоит брендированный автомобиль Яндекс.Такси. Камера плавно движется к автомобилю, влетает в пассажирское окно, и медленно проезжая по салону, вылетает из водительского окна. Во время этого движения, на каждом месте по очереди появляются разные приятные люди.
"В Яндекс.Такси вы можете выбрать любое место. Это..."
(за водителем появляется один герой, который исчезает с появлением следующего героя).
"Это..."
сзади за пассажиром появляется и исчезает другой герой
"Это..."
на переднем пассажирском сидении появляется еще один герой
"Это, если вам не больше семи..."
сзади появляется детское кресло и ребенок на нем
"Или водительское..."
появляется водитель.
Пример ролика 2:
"В каждую машину Яндекс.Такси..."
Седан Яндекс.Такси едет на камеру.
"...помещается 5 человек"
Мы «влетаем» в машину через лобовое стекло. Мы видим пять человек в салоне вместе с водителем.
"Хотя может и 6."
Салон машины увеличивается внутри кадра и мы видим еще одного человека на третьем ряду.

"Впрочем, до 8..."
Мы видим еще двоих.
"...но это уже совсем другая история."
Камера выходит из машины и мы видим, что седан превратился в минивэн.
Пример ролика 3:
"Яндекс.Такси может ждать вас где угодно: где вы садитесь в него каждый день..."
Герой выходит из МЦК к ожидающему такси.
"...где вы сами оказались в первый раз..."
Турист с рюкзаком выходит из леса к остановке на пустой дороге.
"... или где оставили его вчера вечером"
Герой выходит из подъезда с ключами от машины такси.
Таким образом, мы доносим конкретные правила поведения во время поездки, пряча их под соусом преимуществ, и, что важно, все время показываем как водитель такси включен в процесс поездки и является таким же полноправным участником процесса, как и пассажир.

проект
Чаевые для пассажира
Иногда нужно стать примером, чтобы дать людям пример.
Люди не осознают важность чаевых. Более того, если рассматривать чаевые, как феномен из ресторанной сферы, то наши чаевые – это не всегда хороший тон. Иногда – это демонстративное поведение. Поощрение или наказание. А иногда, мы просто не думаем о чаевых и насколько это может быть важно.

Чаевые для пассажира.

У каждого водителя теперь появляется возможность за день оставить «чаевые» нескольким пассажирам. «Чаевые для пассажира» – это виртуальные баллы, которые не списываются с водителя в виде денег. Когда пассажир накапливает достаточное количество баллов, он получает скидку на одну из следующих поездок.

Количество баллов у водителя ограничено, он может выдавать их только нескольким пассажирам за день.
часть 2
Межличное, межгрупповое, межкультурное
Следующая тема
В обществе идет конкуренция разных норм.
И с гуманистическими и правовыми нормами конкурируют нормы неформальных сообществ — криминальных, мачистских, экстремистских. Того, что называется "жить по понятиям".
Согласно этим нормам агрессия и насилие — это естественная часть жизни, часть традиционного устройства общества. И насилие оправданно, если жертва сама заслужила его своим низким статусом или неправильными «по понятиям» действиями, если она «сама виновата».

Привилегированное большинство в России обладает правом нравственного цензора и критика. Отношение к меньшинствам, к социально уязвленным группам общества находит отражение в явлении Victim-blaming'а, который по данным ВЦИОМ'а достигает 46%.
Такие взгляды обусловлены тем, что российское общество не прошло длительного периода индивидуализации, как это было в Западной Европе, где индивидуальное в итоге стало преобладать над коллективным и как ценность, и как субъект принятия решения. «К примеру, в Англии это было обозначено ещё с принятием Habeas Corpus Act в конце XVIII века»
Анна Очкина
Руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений
Психологический феномен, который называется "Фундаментальной ошибкой атрибуции" объясняет, почему люди чаще объясняют свой успех – личными особенностями, а свои неудачи – внешними событиями, на которые они не могут повлиять. Однако, когда дело касается других, это работает прямо противоположным образом. Успех – это либо коррумпированные привилегии, либо случайное стечение обстоятельств, а причина неудачи кроется в личных качествах другого.

При этом, "правый авторитаризм" – это кочующее чувство единства. Даже многие представители меньшинств не проявляют должную эмпатию по отношению к другим меньшинствам. В России принято примерять на себя маску привилегированного большинства, объединяюсь против другого угнетенного представителя.

Даже заключенные в тюрьмах считают себя более добрыми, честными и заслуживающими доверия, чем среднестатистический человек. Но, что самое ужасное, в нас есть черта, которая не позволяет нам находить общий язык с представителем любого социального меньшинства (или маргинальной социальной группы): дегуманизация образа другого.
следующий топик
Дегуманизация
Мы не воспринимаем представителя маргинальной группы, как человека. Мы приписываем ему неспособность испытывать сложные эмоции, мы не считаем, что можем его обидеть, потому что он не обладает способностью испытывать обиду. Эта тенденция во многом, проявляется в сервисной сфере. Среди официантов, курьеров, доставщиков, учителей, врачей и таксистов.
У дегуманизации есть свои предпосылки, которые объясняют ценность этого явления. В военное время, людям требуется наделить "врага" анималистическими, мистическими или опредмеченными атрибутами личности. Это позволяет нам не испытывать неприятные сложные эмоции, во время совершения насилия над этим человеком.

В военное время, насилие необходимо, однако, современная риторика во многом, наполнена военными жаргонизмами, а активное использование противостояние к образу "другого" поддерживает ощущения наступления неминуемой войны. Кругом враги.
Общество
Страх перед ИИ
В современном мире, технологический прогресс ограничен технологиями. Человек воспринимается как их потребитель, либо как их прямой конкурент. СМИ тиражируют и распространяют страх среди людей, что большинство "рабочих мест" освободятся под автоматические системы. Эта тема распространяется с рекордной скоростью.
Вполне закономерно, что таксисты в этих списках стоят на первых местах. У нас уже есть примеры адекватно работающих автоматизированных транспортных средств.

И тут включается новый, хотя довольно знакомый механизм работы человеческой психики. Мы сознательно готовим себя к тому, что ряд профессий в скором времени перестанут существовать. Это похоже на ситуацию в корпоративной среде, когда коллектив встречает сотрудника, которого скоро уволят. Человек становится "пустым местом" раньше, чем его место освобождается.

Это и есть процесс дегуманизации, но если в классической форме он раньше проявлялся, как наделение человека мистическими, анималистическими или объектными характеристиками, то сейчас, в 21 веке, дегуманизация происходит и с точки зрения роботизирования. Мы наделяем таксистов функцией, но лишаем их человеческих качеств.
Доступность сервиса превратила поездку в такси в понятный и ежедневный опыт. Это не роскошь, а обычная необходимость. Городской быт. Поездка – это функция, и мы хотим, чтобы функция работала исправно, без "сообщений об ошибке".
Проект
Люди
совершают
ошибки
В России треть россиян боится потерять работу из-за нейросетей
и роботов.

Во-первых, ощущается, какой-то страх перед формой, которая,
вроде бы, более совершенна, чем ты. Но во-вторых, совершенная
форма не допускает ошибок. А ведь именно ошибки – это то,
что иногда заводит нас туда, где мы бы никогда не оказались,
чтобы встретить что-то, что никогда не видели.
Специальный проект:
Огромное количество ошибок в интернете, имеют прямую взаимосвязь с услугами Яндекс.Такси.

Мы арендуем огромное количество страниц ошибок по всему интернету, и на каждой странице ошибки, напишем продуктовое сообщение.

проект
Город ошибок
Было бы здорово собрать наиболее частые
ошибки в названиях улиц разных городов,
которые пользователи делают во время
поискового набора. А потом выпустить
карту с неправильными названиями улиц.
Причем, для каждого достаточно большого
города сделать свою собственную карту.
Такой небольшой активацией мы могли бы
объединить идею с ошибками и заявить
Яндекс.Такси, как полноправного участника
логистической системы города.

проект

Вежливость – это то, что скрепляет речь, чтобы она стала высказыванием, мыслью. К сожалению, с современными скоростями, на вежливость не остается времени. Но, она необходима для качественной коммуникации. Ведь речь без вежливости – это и есть ломаный русский.

Мы иницируем обсуждение вежливости, "починив" ломаный русский язык.
Механика:
Яндекс.Такси инициирует обсуждение необходимости вежливости в повседневной жизни, запуская совместный/промо-проект с Яндекс.Переводчиком. Мы разрабатываем нейросеть, которая будет находить грубости, ошибки, ругательства в любом тексте и исправлять его, в соответствии с правилами эпистолярного жанра.

Этим переводчиком можно воспользоваться в повседневной жизни, исправляя отправленные вам или вами сообщения своим контактам. Но, наглядный пример работы над ошибками в ежедневной переписке, возможно, окажет свое влияние и на социальное взаимодействие.
Часть 3
Внутри-личностное, внутри-групповое
Следующий топик
Таксисты сегодня
Огромное количество проблем, в котором скрыто огромное количество возможностей.
Что нравится таксистам?
Взято из анализа компании "Радость понимания"
-1-
Свобода в принятии решений

-2-
Расширение круга общения, навыки взаимодействия с людьми


-3-
Азарт, динамичная жизнь

Что не нравится таксистам?
Взято из анализа компании "Радость понимания"
-1-
Низкий социальный статус

-2-
Низкий уровень заработка

-3-
Мужской имидж работы и немужская необходимость обслуживать

-4-
Инвестиции
-5-
Сложные клиенты

-6-
Угрозы здоровью

Водители мужчины более витальны чем обычный русский мужчина
Машина – это их защитный кокон
Независимость в различных ее аспектах очень важна для них, так как позволяет им создавать вокруг себя некий «защитный кокон» от мира и окружающих людей, в котором их мировоззрение и установки защищены от влияния извне, где они всегда чувствуют себя правыми.

Помимо этого, ни у таксистов, ни у пассажиров нет понимания, что автомобиль – это не просто средство передвижения. Это прежде всего рабочее место таксиста. Выражаясь корпоративным языком – это его частный офис, рабочее место, где он не просто крутит руль и нажимает на педали. Это настоящая работа. Только вместо компьютера – приборная панель.
Проблема
Низкая мотивация и низкий уровень самоценности у таксистов.
Работа в такси воспринимается как "ненастоящая", временная.

Считается, что это почти как последнее прибежище для человека, которому нужно заработать.

Необходимость "прислуживать" как часть работы воспринимается как нечто почти постыдное.
Но
Сервисный сектор – это работа будущего
"Основным сектором занятости станет сектор услуг, который растет за счет производства — точно так же, как раньше трудящиеся в основном были заняты в аграрном секторе, а затем в промышленности. Обслуживание людьми друг друга – это и есть экономика будущего, так называемая постиндустриальная сервисная экономика"

Екатерина Шульман
Политолог
проект
Настоящая работа
Водители, которые переходят на работу не через «подключашки», а через ИП – это, потенциально, водители с высокой лояльностью к сервису. Мы бы хотели их поощрить и помочь почувствовать себя профессионалами. Потому что, чтобы быть профессионалом, нужно вести и чувствовать себя как профессионал.

Таким водителям мы хотели бы предложить Professional Pack – Персональный бланк, подготовленный шаблон визитки, в которой только нужно ввести свои личные данные (водители могут самостоятельно напечатать их себе в своем городе), шаблон наклейки на автомобиль и другие дизайн-материалы.
Здесь, мы прививаем уважение к себе за счет дарения атрибутов «профессионала». Именно такие «рабочие символы» и превращают работу в «настоящую работу».

Как нам кажется, лидер рынка должен быть ориентирован на работу с таксистами, как с профсоюзом. Такой подход придаст кампании черты проекта социальной ответственности.

Мы уважаем интересы водителей и хотим работать с ними. В рамках работы с профессиональным сообществом, стоит также делать фокус на семью таксистов, предлагая им бонусы, льготы или скидки от партнерских сетей (онлайн кинотеатры, онлайн библиотеки, скидки в интернет магазинах, подписка на развлекательный сервис).
проект
Консультация
Таксисты отмечают, что пассажиры относятся к ним, как к людям низшего сорта. Да и сами они смеются над собой, когда обсуждают, что работают водителями Яндекс.Такси, но при этом развивают «свой бизнес».

Кажется, что мало кто верит, что это возможно. Скорее, это воспринимается, как байка. Наша идея заключается в том, чтобы использовать медиа-ресурсы и сделать водительскую «байку» былью.

Мы обратимся к малому бизнесу, к компаниям, которые предоставляют профессиональные услуги. Зачастую, в интернете они используют механизм консультации, для того, чтобы помочь решить проблему потенциального клиента и превратить его из потенциального в реального.

У пользователей же есть обратный запрос. Иногда нужно получить короткую консультацию специалиста, чтобы хотя бы начать разбираться в вопросах. Так происходит, когда люди впервые сталкиваются с юридической системой, ремонтными работами, строительством, или перед покупкой специального оборудования.

Механика:

Что если мы на время, ради эксперимента, поможем малому бизнесу и заинтересованному пользователю встретиться в салоне Яндекс.Такси. Пользователь может выбрать новый пункт в тарифах – «Консультация». Далее выбирает тему для консультации и заказывает такси. Заказ получает один из сотрудников малого бизнеса, который принимает участие в нашем проекте.

Таким образом, мы предложим пользователям новый сервис и постараемся помочь решить их альтернативный вопрос. Но, что более важно, мы приведем за руль Яндекс.Такси мотивированных профессионалов, развивающих свой бизнес. И новость, которая раньше казалась надуманной, окажется реальной.

Этот проект, мы рассматриваем больше в рамках инфоповода и предполагаем, что информация о появлении подобного сервиса может стать тиражируемой в СМИ и социальных сетях.
проект
«Будущее Яндекс.Такси»
Иногда кажется, что будет намного лучше, когда «этого» таксиста не будет. Да и вообще, «этих таксистов» не будет. Будет просто большой просторный салон, и ты в нем совершенно один. Можешь сидеть как ты хочешь, не думать, что кто-то наблюдает за тобой. Никто не пытается с тобой заговорить, не слушает непонятную музыку, не поможет с багажом, не остановится там, где ты попросишь, а не там где отметка в приложении.

Не подождет, если тебе нужно будет отскочить в магазин. Будет соблюдать маршрут, а не ехать как ты привык. И никто с тобой не заговорит, если вдруг у тебя появится настроение.

На самом деле, мы не знаем какое будущее нас ждет. Но мы точно уверены, что каждому человеку в нем будет отведено особое место.
Яндекс.Такси запускает компанию «Будущее Яндекс.Такси». В некоторых случайных машинах, будут оставлены очки дополненной реальности (либо QR-код с ссылкой на дополненную реальность), в которые будет загружен один конкретный ролик. Его можно посмотреть, пока вы едете в такси, как вы и делаете каждый день.

Загруженный ролик посвящен будущему Яндекс.Такси. Зритель окажется в футуристичном салоне машины такси. Возможно, из окон нового салона, он будет видеть все тот же город, в котором он едет, возможно абстрактную анимацию. Внутри салона все выполнено из инновационных материалов, красивая, почти компьютерная картинка. В салоне похожее расположение всех предметов, но первое, что замечает зритель – пустое водительское кресло.

Далее голос в наушниках рассказывает про новинки и инновации в салоне. Далее рассказывает об отсутствии водителя, ловко подменяет достоинства недостатками и призывает быть человечнее с людьми, которые нас окружают.

На финальных кадрах ролика дополненная реальность исчезает, и пассажир видит реальную ситуацию и своего водителя.

Заключительная часть
Часть, которая объединит разрозненные мысли в одну общую структуру, а незаконченный кусок обработанной глины превратит в изящный сосуд наполненный идеями.
Такси это важная система жизнеобеспечения города
Если в 2010 г. москвичи совершали 40 000 поездок в день, то в 2018 г. их количество достигло 715 000. Средняя дальность поездки за это же время упала на четверть – с 14,4 до 10,6 км.
"Мы стали как маршрутное такси. Нас постоянно заказывают на короткие поездки. От дома до метро например."

Яндекс.Таксист
ЭТО НОРМАЛЬНО!
Такси стали использовать не только для дальних поездок, но и для более частых коротких поездок. Такси стали обслуживать самые разные стили жизни и потребности горожан.

Наша норма изменилась. И логичное отрицание, яркая попытка вернуть былое мнимое величие имиджа таксиста, абсолютно оправдано. Старая норма уже отмирает, но для того, чтобы увидеть новую норму, требуется время. А также, выйти за пределы узкого представлении о профессии и посмотреть на ситуацию со стороны. Именно тогда, можно увидеть, что водители такси – это не просто маленькие люди, которых мы стараемся обезличивать. Это полноправные части одной огромной системы городской логистики.
Решение
Перепозиционирование профессии.
Такси – это не просто сервис качественных частных услуг. Такси, в первую очередь – это способ перемещения, сейчас настолько же доступный для людей, как и общественный транспорт. По сути, такси – это альтернатива общественному транспорту для одних и возможность покрыть географию, которую не покрывает другой общественный транспорт, для других.

Именно машины такси могут приехать непосредственно к подъезду вашего дома или офиса, или отвезти вас туда, где после метро и автобуса, нужно будет идти пешком. Такси не просто предоставляет альтернативу общественному транспорту, но и дополняет его.

Иными словами, обращаясь к таксистам, мы можем подчеркнуть их важность и силу:
Яндекс.Таксист работает на город. И является неотъемлемой частью современной городской жизни. Частью логистической системы каждого города.
И что не менее приятно, важной частью городской системы логистики может стать каждый человек. Именно в этом и есть преимущество Яндекс.Такси, как лидера в сфере агрегаторов такси.
Возможность для каждого, кому она требуется.
Мы живем в не самом счастливом обществе. Мы часто встречаем тех, кто сильнее или больше нас. Каждый из нас может оказаться в роли "маленького человека".

И все, что нужно маленькому человеку – это внимание со стороны того, кто больше и сильнее.
глобальная идея
Больше внимания тем, кого меньше
Чекалин
Самый маленький город в России
Самый маленький город в России – городок в Тульской области, который называется Чекалин. Его население немногим меньше тысячи человек. И что самое примечательное – в нем «еще не работает Яндекс.Такси».

В рамках большой и красивой истории, мы можем найти одного таксиста, который станет представителем сервиса Яндекс.Такси. Мы поможем ему подключиться, официально оформим ему ИП, заведем рабочий мобильный, сделаем специальные визитки и оформим машину.

Мы снимем небольшой фильм, про единственного Яндекс.Таксиста в самом маленьком городе России.
Стартовый проект
Именно этот проект поможет запустить глобальную идею и наполнить ее представленными сегодня проектами или похожими.


Ссылки выше кликабельны
Blessed
Made on
Tilda