Нормально это что?
Blessed.moscow подготовил для зрителей Impact Hub Moscow лекцию об инклюзии, в которой мы сделали акцент на главном: нормальное – это не то, что окружает нас в повседневной жизни. Нормально – это то, с чем мы никогда и не сталкивались.
До 19-го века "нормальных" не существовало.

Понятие «средний человек» было введено Адольфом Кетле в 1835 году в его работе: "Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих способностей".

Когда Адольф Кетле узнал, что статистика помогает астрономам открывать новые планеты, он решил применять ее для изучения общества.

Используя статистические законы, систематические наблюдения и анализ связей также, как и в естественных науках, Кетле показывал, что человеческое поведение,
как и явления физического мира, подчинены определенной закономерности.

Кетле статистически анализировал, буквально, всё: от физиологии до психологии.

Его работы фокусировались на анализе физиологии человека, помешательств, нравственных качеств человека, самоубийств и дуэлей. Он даже начал развивать теорию о склонности к преступлениям.

Считается, что первую перепись населения в мире инициировал именно он.
В последствии он сам участвовал в этой переписи, проводимой в Брюсселе, и использовал полученные в ее ходе данные в своих работах.




Именно статистика
стала определять «норму»
Нормальный = Без серьезных отклонений
от среднего значения.
«Если среднее число является постоянным, то за ним должна стоять реальность, сопоставимая с физической, благодаря чему становится возможным предсказывать явления на основе статистических законов. Для познания этих законов безнадёжно изучать каждого индивида в отдельности. Объектом изучения поведения должны быть большие массы людей, а методом - вариационная статистика"

— А. Кетле
Математик придавал большое значение своей теории «среднего человека».

И в итоге средние значения перестали быть просто описаниями параметров, но стали ориентирами, на которые нужно равняться.

Примером такого параметра стал "индекс массы тела Кетле".

http://yulivanchey.com/технология-часть-третья/


Также в 19 веке родился и другой важный но неоднозначный концепт – наследственность.

В 1869 г. вышла книга Фрэнсиса Гальтона «Наследственный гений». В ней приводится статистический анализ биографических фактов и излагается ряд соображений
в пользу приложимости закона Кетле к распределению способностей.

Гальтон одним из первых изучал однояйцевых близнецов. В рамках исследований он обнаружил, что некоторые человеческие признаки могут быть переданы по наследству.

Если Кетле объяснял отклонения от нормы «игрой случая», то Гальтон же под влиянием дарвинизма утверждал, что они «строго определяются фактором наследственности».


Таким образом в научном мире появилась
Концепция «среднестатистического человека»

Укоренилась благодаря нескольким ученым 19–20 веков Ф. Тейлору, Э. Торндайку, А. Кеттле,
Ф. Гальтону.

Концепт «среднего человека», «нормы», «нормального» из инструмента статистической оценки развился до стереотипа
в общественном мнении


Этот концепт перешел в разряд теорий здравого смысла, которые обычно
не проверяются на достоверность, в отличие от научных теорий, и часто являются противоречивыми.

Местами, он встречается и в различных профессиональных сообществах, как, например, слово "норматив", которым описывались необходимые показатели для достижения спортсменов.

В повседневной среде, с общественными концептами нормы человек начинает встречаться с самого рождения, когда его развитие определяется средними показателями развития.

Концепт "нормы" влечет за собой также сильную эмоциональную привязку к стандартам нормы, которые присутствуют в обществе. Так, например, у родителей младенцев появляется высокий уровень тревожности, если их ребенок развивается не в рамках существующей "нормы".

https://en.wikipedia.org/wiki/Walter_Lippmann
О том, как общественное мнение строится на стереотипах в 1922 году Уолтер Липпманн рассказал в своей книге "Общественное мнение", приковавшей внимание ученых к стереотипам:

Липпманн считал, что «средний человек»* не способен разобраться в сложной общественной действительности, и поэтому он находится в плену стереотипов.

Стереотипы заставляют нас представлять предметы раньше, чем мы их ощущаем. Они выполняют функцию пред-концепций, которые определяют наше видение мира. Они говорят нам, какие предметы являются близкими, знакомыми, освоенными, а какие далекими и чуждыми.


*цитата по Липпманну
"Свой" – "Чужой"
Возможно, самая старая дихотомия для определения роли и образа "другого".
С биологической точки зрения, выживание человека тесно связано со взаимодействием с другими людьми. Один человек может быть расположен к нам и вызывать доверие, в то время как другой – представлять для нас опасность.

Эту дихотомию «свой» – «чужой» можно проследить даже на примерах парейдолии. Феномена нашего восприятия, из-за которого мы видим силуэты и лица людей даже в неодушевленных объектах.

По #iseefaces вы можете увидеть огромную галерею парейдолии, собранную усилиями тысяч людей. Вы найдете примеры самых разных "лиц", выражающие абсолютно разные эмоции. Наверное, стоит добавить, что основная особенность заключается в том, что в действительности, это совсем не лица, и уж тем более, они не выражают никаких эмоций. Но наш мозг автоматически не только считывает в случайных объектах лица, но и помогает наделять их эмоциями по отдельным чертам.

Более того, мы зачастую достраиваем видимые зрительные образы. Об этом феномене восприятия достаточно много исследований и открытий, которые можно найти при поиске "гештальт" в академической психологической литературе.

Этот механизм можно идеологически связать и с работой стереотипов, описанной Липпманном – «суждение предшествует фактам».


Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Гештальтпсихология#/media/Файл:Gestalt_closure.svg)


https://admarginem.ru/product/mashineriya-portreta/
В книге Виктора Меламеда «Машинерия портрета. Опыт зрителя, преподавателя и художника», вышедший в издательстве
Ad Marginem, представлен хороший пример работы распознавания образов:


Давайте обратим на него внимание, и в целом, мы очень рекомендуем книжку к прочтению. Это интересное актуальное размышление о том, как мы видим и узнаем другого человека.
Пояснения:
На картинках выше есть по два изображения справа и слева, которые сделаны из двух одинаковых фигур. Подобное расположение позволяет нашему мозгу довольно быстро ассоциировать эти фигуры с общим изображением силуэта человека. При этом, расположение этих элементов позволяет, по сути, создать двоих различных персонажей.

Если мы постараемся описать, что именно это за люди, мы начнем наполнять их характеристиками, которые позволяют нам более приятно оценить одну фигуру, и менее приятно оценить вторую.

Но в итоге, все это упражнение мы проделываем самостоятельно, пытаясь зрительно установить характеристики персонажей и понять, что именно мы видим. Наш мозг же, наоборот старается упростить весь этот путь до одного простого понятия "свой" или "чужой".

Свой – это тот, к кому мы можем обратиться за помощью в борьбе за биологическое выживание. Чужой – этот тот, кто представляет опасность для нашего биологического выживания. Тот, кого стоит избегать.

Стоит заметить, что то, как выглядит человек, точно также может быть определено как образ "своего" или "чужого". Однако огромное количество физических особенностей людей наделяет их силуэтом, походкой или отдельными атрибутами, которые могут ошибочно заставить мозг ассоциировать другого, как "чужого".

Важно отметить, что биологические процессы должны быть (и в действительности так и есть) пересмотрены в настоящем обществе, так же, как и биологическое выживание сегодня уходит на второй план, выпуская вперед выживание социальное.
Стереотипы становятся основой нашей позиции в социуме:
Стереотипы стойки и слабо реагируют даже на сильные контр-аргументы, потому что они могут быть ядром традиции, которая защищает нашу позицию в социуме. Они создают упорядоченный, единый образ мира, к которому мы приспосабливаемся. Мы воспринимаем его как дружественный и заслуживающий доверия.
Стереотипы усиливают ожидаемое поведение даже когда для этого нет оснований:
Множество исследований подтверждает, что, например, стереотип о том, что с возрастом интеллект человека ослабевает, заставляет пожилых соотвествовать этому предрассудку. Причем воздействие этого стереотипа на человека начинается еще в детском возрасте. Мы с детства ожидаем, что будем немощными в старости.
Стереотипы могут активировать в людях негативное поведение:
Исследования Standford University показали, что предрассудки могут влиять на поведение людей. Механизм влияния такой: когда человека рассматривают через призму стереотипа, он чувствует, что его не уважают, что к нему относятся несправедливо. В результате он начинают бросать вызов или нарушать нормы сообщества, в котором к нему так относятся.

Через стереотипы язык создает единственно возможный образ реальности:
Предубеждения, мифы и ритуалы составляют ансамбль суждений о мире.

"Позитивная функция стереотипов в том, что они облегчают переработку поступающей информации и позволяют экономно пользоваться ресурсами мышления. Они обеспечивают быструю ориентацию и принятие решений в условиях избытка или недостатка информации" – К.-С. Дорота
В этом знании о мире "среднее" стало мерилом успеха для любого человека
Средний человек Кетле сделал среднее нормой. Индивидуальное стало считаться ошибкой. И стереотипы обрели в глазах людей научное основание.

В итоге поколения родителей стали беспокоиться о том, что их ребенок развивается не по положенным вехам.

Стандарты здоровья, социализации, карьеры стали источником тревожности для людей.
Но, помимо всего прочего, в обществе редко проговаривается отказ от стереотипа о «нормальном» человеке
Системы тестов и оценок в школах и университетах, медицинский скрининг на выявление заболеваний, моделирование мозга, и вообще моделирование поведения человека, политика найма и поощрения в организациях — все это привязано к среднему значению по группе.

http://www.toddrose.com/endofaverage
Сегодня индивидуальность начинает теснить среднее.

Например, книга The End of Average стала манифестом в защиту индивидуальности, объяснив, почему "среднее" это сомнительный ориентир.

Индивидуальность основана на трех принципах:

Согласно Т. Россу:
Принцип неоднородности

Руководствуясь нормой и средним как мерилом всего, мы не замечали, что на самом деле индивидуальность неоднородна. Усредняя людей мы стараемся их неоднородность измерить по одной шкале. Но реальность в том, что личность состоит из разных качеств, которые могут показывать разные значения по разным шкалам и при этом почти не коррелировать друг с другом.
Принцип контекста

Невозможно объяснить или предсказать наше поведение в отрыве от конкретной ситуации, равно как и нельзя не учитывать ее влияние на нас. Наше поведение зависит от уникального взаимодействия ситуации и наших личностных качеств.
Принцип множественности путей

Из третьего принципа вытекают два важных постулата:

1) Мы можем применять множество различных способов для достижения одного и того же результата в любой жизненной сфере.

2) Мы выбираем оптимальный путь в зависимости от нашей личности.
Новый язык с новым набором стереотипов поможет нам сформулировать новую реальность
— Возвращаясь к Липпманну
Но зачем нам уходить от массовой стандартизации в «новую реальность», и начинать ценить индивидуальные особенности?
Во-первых, возросла ценность человеческой жизни:
"[В условиях борьбы с пандемией] Современное западное общество дает простой ответ на вопрос, стоит ли спасать жизни людей, даже если это приведет к остановке экономики: стоит, чего бы это ни стоило. Означает ли это, что человеческая жизнь в западных странах бесценна?

Не совсем. Жизнь современного американца оценивается сегодня примерно в $14,5 млн. При таких оценках остановка эпидемии коронавируса любой ценой – это не только правильно с этической точки зрения, но и экономически выгодно."

Сергей Гуриев, Ведомости, Март 2020
Люди – это новая нефть. Человеческий капитал основа процветания:
"То, что страны, в которых человеческая жизнь ценится так дорого, являются самыми богатыми – это не совпадение. Основа современного экономического роста – человеческий капитал. Если не ценить человека, не будет и процветания."

Сергей Гуриев, Ведомости, Март 2020
Глобально это движение называется Diversity, или личностное многообразие

Частично, бизнес уже оценил, что многообразие повышает прибыль.

McKinsey изучает влияние I&D (инклюзия и личностное многообразие) на бизнес.

Их наблюдение в 2018 гласит, что компании с высокими гендерным
многообразием на 21% более прибыльны.
А этническое/культурное многообразие повышает прибыльность на 33%.




Личностное многообразие улучшает бизнес-процессы.

Sallie Krawcheck, бывший финансовый директор Citigroup и президент Bank of America Global Wealth Management, считает, что кризис 2008 года произошел по причине группового мышления (group think).

В рамках "нормы" люди начинают принимать решения в режиме однообразного группового мышления 'groupthink'. Например, решение будет принято с точки зрения превалирующей демографической группы (по гендерному или этническому признаку).




Частично, бизнес уже оценил, что многообразие повышает прибыль.

Бизнес-цели (увеличивается уровень рыночных инноваций).

Эффективность деятельности компании (например, количество и качество предоставляемых услуг и продуктов).

Вовлечение персонала (более высокое вовлечение снижает риск низкой трудоспособности по причине психических проблем).
Таким образом, работая не с "нормой", а с многообразием, мы раскрываем новые возможности и более эффективно используем имеющийся «человеческий капитал».

https://hbr.org/2016/07/why-diversity-programs-fail



Но нельзя просто объявить стереотипы вне закона.

Крупные компании Америки уже несколько десятилетий пытаются внедрить личностное многообразие у себя, и они поняли, что просто новыми процедурами, тестами и регламентами этого не достичь.

Выяснилось, что когда стереотипы попадают под запреты, происходит ровно то, о чем предупреждал Липпманн. Люди начинают видеть, как их мир рушится.

Но тут нам на помощь приходит, как не парадоксально, кризис 2020 года
"Любые чрезвычайные ситуации усиливают те тенденции, которые уже были"
"Роль кризисов: не в том, что они приносят новое, а в том, что они акселерируют уже существующее, и убивают то, что до этого умирало."
Екатерина Шульман, Март 2020

2020 год и его кризисы могут помочь ускорить смену нормы.

Вывод:
Сейчас самое время активно работать над инклюзией, когда под воздействием кризиса мир активно пересматривает свои нормы.
Есть три основные модели определения и подхода к определению инвалидности:
С точки зрения медицинской модели люди являются инвалидами, потому что они не могут выполнять привычные функции: ходить, слышать, видеть, говорить и т.д. Инвалиды всегда больны, они вечные пациенты.

С точки зрения социальной модели (созданной самими инвалидами) люди являются инвалидами: из-за барьеров окружающей среды, недоступного жилья, недоступного транспорта; из-за отсутствия доступа к информации и общению; из-за отсутствия доступа в обычные школы и вузы; из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы; из-за негативного отношения общества к людям с инвалидностью.

В последнее время получила распространение «политико-правовая» модель инвалидности. В соответствии с ней люди, имеющие инвалидность, рассматриваются как социальное меньшинство, права и свободы которого ущемляются посредством внешних ограничений: недоступностью архитектурной среды, замкнутым кругом общения, ограниченным доступом ко всем сферам жизни общества, к информации и средствам коммуникации, культуре и спорту.
Нам кажется адекватной идеям инклюзии и личностного многообразия модель культурного плюрализма
Модель культурного плюрализма рассматривает каждого человека с точки зрения его уникальности, как личность, имеющую положительное значение для общества.

Инвалидность трактуется как культурное отличие наравне с цветом кожи, вероисповеданием, традициями. Основной акцент здесь делается на понятии равенства: все аспекты жизни общества должны быть одинаково доступны для всех его членов вне зависимости от их отличий от других.
«Новая норма», лишь относительно новая.
Еще в 20 веке появилась более современная точка зрения на "норму", благодаря французскому философу Жоржу Кангилему.
Каким бы ни казался уникальным отдельный человек, его можно рассматривать нормальным если его поведение помогает выжить в данном контексте
— Ж. Кангилем
Контекст определяет ключевую роль
в восприятии другого.

Для примера – еще одна иллюстрация из книги Виктора Меламеда. Иллюстрация к "Шреку" Уильяма Стига. Шрек в оригинале был действительно страшным и неприятным персонажем. И его визуальная "отвратительность" – это тот барьер, который читатель должен был преодолеть, чтобы проникнуться эмпатией к совершенно неприятному персонажу.

В адаптации Dreamworks Шрек превращается в "условно-неприятного" персонажа с большими глазами и длинными ресницами, милой мимикой. Что в контексте первоначальной идеи, никак не помогает, а только мешает преодолению барьера.
Проблемы многообразия личности и инклюзии усиливаются в контексте урбанизации.
В целом, в интернете достаточно убедительных материалов, которые подчеркивают значимость урбанизации в социо-культурных процессах. Более того, в материалах Blessed уже достаточно было приведено аргументов в пользу этой идеи. Пожалуй, для лаконичности и поддержания общего направления материала, мы приведем одну цитату Екатерины Шульман.

"Один из главных глобальных трендов — это урбанизация. В России она идет давно. Люди переезжают из деревень в города, из городов в большие города, а из них в столицу. Это естественный и беспощадный процесс. У этого процесса много недостатков. Но его не остановить."
Екатерина Шульман


Важный момент, что в рамках урбанизации, города наполняются идеологическими смыслами, которые становятся основой для идентичности его жителей. По сути, люди создают собственную идентичность внутри идентичности своих городов.
Распределение стереотипов и идентичностей приводит к конфликтам

В 2016 году это желание самим определять стереотип района привело к городскому скандалу. Жители Патриарших назвали якобы приезжающих отдыхать в этот район жителей Бирюлево "саранчой".

Со своей стороны "саранча", стереотипически отреагировала на заявление, обещанием портить подъезды жителей Патриарших прудов собственным биологическим материалом.


Такие конфликты объясняются легкостью построения ложных корреляций

Жители не учитывают волнообразный процесс урбанизации, в котором постоянно появляются новые нормы. Они начинают искать причины личного дискомфорта от меняющихся городских тенденций в тех жителях города, кто становится двигателем этих изменений, обычно получающих позитивный опыт от этого.

Так, через год после конфликта, облик района изменился, о чем можно судить по дискурсу заголовков в СМИ. Но тем не менее, логично наблюдается процесс, как элитарная публика Патриарших прудов использует словесные обороты, которые позволяют им абстрагироваться от другой социальной группы, используя при этом топонимические обороты и наделение враждебными чертами жителей другого района.



Также против городской инклюзии работает принцип "не в моем дворе".

Люди склонны поддерживать принципы инклюзивности, пока они не начнут применяться в их районе города.

Классическим примером в российской действительности может являться огромный информационный конфликт, который развился во время попытки благотворительной организации "Ночлежка" открыть приют для бездомных. В целом, основные отзывы жителей районов можно было свести к фразе "Я не против помощи бездомным, но только не в моем районе".


Вывод:
Даже общество построенное на ригидных стереотипах должно меняться и обновляться естественным образом.

Планомерное обновление набора стереотипов позволяет нам открывать новые стороны меняющегося мира и новые возможности взаимодействия с ним.

Так как тогда можно внедрить модель культурного плюрализма в общество максимально естественным путем.
Чтобы ввести подобную модель, нам нужно чаще сознательно задавать вопросы и стремиться целенаправленно разрушать существующие стереотипы, начиная с корпоративной культуры.
Работа занимает огромную часть нашей жизни. Корпоративное уже давно мешается с личным, профессиональное с персональным,
"К примеру, корпоративное обучение по всяким софт скилс (креативности, лидерству, коммуникативным навыкам и всякому такому) работает не только на сами навыки, но и на изменение самоопределения.

С изменением образа себя, поведение тоже меняется. Это похоже на ситуацию "поверил в себя", но менее радужно, т.к. образ себя директивен, он не просто открывает новые возможности, а навязывает, что я должен делать.

Возвращаясь к корпоративному обучению, работает так: я вот прошел курс по креативности, и теперь я человек, который умеет придумывать креативные решения. Я о себе так думаю, и все вокруг обо мне так думают. Я буду стараться соответствовать этому представлению, и это станет моей мотивацией для того, чтобы дольше подумать над решением.

Это сильный источник мотивации, и он медленно истощается."
Максим Королёв, психолог
"Культура профессионалов"
Корпоративные стандарты создают психологически комфортные условия, которые определяют нашу идентичность. Сотрудник определенной компании, или работник определенной сферы чувствует свою причастность к какому-то условному кругу.

Работа и карьера – это самый короткий путь к самоопределению. Именно поэтому, огромное количество людей готовы посвятить себя именно ей.

С другой стороны, признавая работу и корпоративную среду, как нечто особенное в жизни сотрудника, мы не может не обратить внимание на стирание границ между "профессиональным" и "личным", или "корпоративным" и "личным", или другими словами, между "работой" и "жизнью".

Не удивительно, что эти стороны одной медали связываются между собой, рождая тонну отрицательных событий (давайте вспомним Харви Вайнштейна).
Glass Box Theory

Еще не так давно бизнес был "черным ящиком".

Заметно было лишь то, что бренд помещал на лицевую сторону коробки, которую он выставлял на витрину. Любой потенциальный потребитель смотрел на эту коробку и выбирал: подходит она ему или нет.

В 2017 – бизнес больше не черная коробка. Бизнес – стеклянная коробка, где каждому человеку видно то, что происходит внутри.

Корпоративная культура сегодня – это мощный инструмент внешней коммуникации в том числе. При этом, корпоративная культура, как было замечено выше, является одной из важной части индивидуального самоопределения.


https://medium.com/facebook-design/how-we-changed-the-facebook-friends-icon-dc8526ea9ea8
Хорошим примером подобной истории может служить история описанная Caitlin Winner на Medium про то, как менялась иконка "друзей" в Facebook.

Статья сама по себе довольно подробная, но ее суть заключается в следующем. В старой версии иконки (на заглавной иллюстрации к статье справа), иконка полностью отвечает стандартным стереотипам. Мужчина размещен на переднем плане, он сильно выше девушки, что по сути, позволяет нам увидеть, как она находится позади него.

В измененной иконке, рост сравнялся, а женские черты стали более читаемы. Сегодняшняя иконка выглядит куда более релевантной времени и принципам инклюзии.

Но, самое интересно проявляется в статье ниже – в архивах дизайн-материалов Facebook, старая иконка девушки была даже не дорисована до конца, о чем свидетельствует странная засечка на ее плече.

Примером плохой корпоративной политики может служить недавно обнаруженные корпоративные документы TikTok, разработанные для модераторов сети.

Стремление к стандартизации образа другого лишает нас возможности исследования идентичности, диверсификации, обновления культурных норм. Наиболее явно это проявляется в коммерческих имиджевых проектах, которые в большей степени продолжают навязывать «идеальный» образ другого.

Ближе к заключению:
Хочется обратить внимание на несколько коммерческих, социальных и медиа-проектов, людям интегрироваться в общества и снимать, нивелировать или разрушать современные стереотипы.
Дизайн помогает нанимать людей анонимно по их объективным навыкам.

Компания GapJumpers помогает обеспечить личностное многообразие при найме персонала (hire diversity). Они помогают создавать вакансии с более инклюзивными формулировками, проводить слепой найм.

Они утверждают, что так они увеличивают клиентам ROI и уже сэкономили клиентам 2 млн долларов затрат на найм и увеличили личностное многообразие персонала на 65%.

Личностное многообразие учитывается в венчурных инвестициях в tech-индустрии.

Венчурный фонд Atomico создал гид по продвижению diversity для венчурных фондов и компаний. В их гиде они разбивают личностное многообразие на три группы: демографическое разнообразие, разнообразие опыта и когнитивное разнообразие.

Инвестиции для женщин учитывают гендерные особенности.

Ellevest при организации инвестиционных программ для женщин учитывает разницу в зарплате, особенности в развитии карьеры, среднюю продолжительность жизни и другие данные с учетом их гендерной специфики.

Видеозвонки и адресная бытовая помощь помогают людям с плохим зрением.

Слепые люди и люди с плохим зрением на самом деле очень самодостаточны. Но иногда им нужно помочь с такими бытовыми мелочами, как прочитать дату на упоковке йогурта.

Приложение Be My Eyes было создано, чтобы через видео звонок дать возможность добровольцам с хорошим зрением помочь людям с плохим зрением.

Очень быстро на нем появилось в десять раз больше добровольцев чем тех, кому нужна помощь.

На данный момент, приложением пользуются более 200 000 людей с плохим зрением, и им помогают более 3,5 млн волонтеров.

Виртуальная реальность помогает встать на место другого человека.

Virtual Inclusion помогает, буквально, увидеть мир глазами другого человека. Благодаря технологии Video 360 оно позволяет еще и взаимодействовать с разными людьми в разных ситуациях.

Простое но элегантное применение технологий для продвижения инклюзии и толерантности.



Инклюзивный UX-дизайн.

Приложение банка Scotiabank отличающегося своей прогрессивностью работает над accesibility дизайна:

  1. Контрастные цвета, размер шрифта который можно менять.
  2. Звуковые и осязательные подтверждения совершения операции.
  3. Интерфейс которым можно управлять даже если у тебя только одна рука.


Co-creation

В 2017 году покупатель супермаркета Coles попросил сделать в местном магазине "тихие часы" чтобы они были более доступны для детей с аутизмом. Эта практика стала привлекательной и для обычных покупателей, которые устали от шума. Теперь Coles вводят "тихие часы" в большем количестве своих магазинов.

Супермаркет сотрудничал с Autism Spectrum Australia (Aspect) чтобы понять как подстроить пространство магазина для покупателей с сенсорными особенностями. В начале подход тестировали в 2 супермаркетах в одном городе и позже распространили на 177 по всей стране.


Анонимные голосовые сообщения убирают ярлыки

Voices of Strangers – это бот в Telegram (медиа-арт проект Евгения Кудашева), в котором можно записать голосовое сообщение и его прочитает случайный пользователь бота.

Он работает на идее анонимности и того, как она освобождает и меняет человеческое поведение.

Когда ты слушаешь голосовые сообщения от анонимов из сети, ты не знаешь ничего о его отправителе. У тебя нет информации, по которой можно поместить навесить на него какой-либо ярлык.

И это то, что в больше степени позволяет бороться с стереотипами, к которым обращается культура воспитанная на быстром визуальном контакте.



Спасибо
Посмотрите и другие открытые материалы Blessed.Moscow
Made on
Tilda